Маша ([info]maashaa) wrote,

Девчонки и мальчишки, а также их родители

Камиль Исаев преображает маркетинговую стратегию Интела в России, что мне лично очень симпатично. Вместо телевизионного ролика, в котором ребёнок, сидящий за компьютером, оборачивается к зрителю, и зритель видит изрезанное морщинами лицо Эйнштейна с усталыми глазами, теперь в почёте весёлые интересные люди и их творческие конкурсы.

Если к интересным людям недавнего конкурса фантастических рассказов можно смело отнести известного в широких читательских кругах Леонида Каганова, то в сегодняшнем случае речь пойдёт о Евгении Патаракине, известном в узком сообществе увлечённых дополнительным образованием преподавателей. Женя открывает школьным учителям новые сетевые технологии, и его недавнее увлечение — это многогранный скрэч, про который может не оказаться двух одинаковых мнений. Знаток русского языка когда-нибудь вспомнит, что слово скрэч впервые стало нарицательным, избавившись от кавычек в предыдущем предложении. Ученик Андрея Петровича Ершова вспомнит Лого, Рапиру и Шпагу тридцатилетней давности и увидит в скрэче средство приобщения детей к алгоритмике и информатике. Невзрослеющие личности, частично растворённые в блогах и социальных сетях, увидят в скрэче возможности для совместного интерактивного виртуального творчества. Апологет открытого исходного кода будет рад услышать условия лицензирования скрэча, но расстроится отсутствием дистрибутива скрэча под Линукс, и расстроится ещё больше, просматривая архив многолетних обещаний открыть исходный код этого проекта под очередной грант. Разработчик виртуальной машины Apache Harmony, увидев, что программы на скрэче исполняются с помощью интерпретирующего апплета Java, заинтересуется интересной возможностью транслировать скрэч напрямую в Java байткод, чтобы оптимизирующий компилятор позволил работать скрэч-мультикам с приличной скоростью даже на мобильном телефоне, или даже напишет виртуальную скрэч-машину. Маркетолог уцепится за цивилизованную возможность расширить свой рынок за счёт родителей, за обучение следующего поколения программистов многопоточности практически с пелёнок, и объявит детский конкурс по скрэчу, на который можно ещё успеть заявить своих деток. Наконец, родители будут рады, что маркетолог предлагает им скрэч, а не с зубодробительную аркаду, развивающую стрелятельно-прыгательные рефлексы подрастающего поколения, а также просто счастливы возможности поспать лишний час с утра. Наконец, человек владеющий всей ситуацией мог бы дать всесторонний обзор скрэча. Этот замечательный человек и есть Евгений Патаракин, доктор педагогических наук кстати, и его замечательную обзорную статью я не буду здесь пересказывать.

Расскажу лучше о моём личном первом впечатлении. Для начала о сайте: я прочла в женином журнале о том, что он сделал русский сайт скрэча. Лишь через полчаса я догадалась, что для того, чтобы попасть на русский сайт скрэча, надо переключить язык на основном сайте, см. картинку с красной стрелкой. Если же кто-то придёт на сайт скрэча напрямую с конкурсного сайта, нажав на ссылку «Загрузи!», то будет он обречён наблюдать английскую форму без возможности переключения языка.

Ну да ладно, я английский худо-бедно знаю и со сложностями загрузки справилась, установщик запустила. В большом списке поддерживаемых языков нашлись чешский, словенский и даже румынский. При переходе на новый язык скрэч переводил названия управляющих конструкций, что неоценимо для молодых скрэчеров: как-никак, а родной язык представляет собой нашу первую абстракцию информационно-алгоритмической модели окружающего мира. Итак, скрэч интернационализирован и просто локализуется, так что хочется надеяться, что проводимый русскоязычный конкурс даст толчок к появлению русской локализации.

Нажатие на кнопочку о помощи перенесло меня обратно на сайт разработчиков. Пришлось открыть документацию на английском, почитать и выполнить учебный практикум. В арсенале программиста нашлись знакомые черепашьи команды, такие как двигай вперёд и повернись, а также команды управления пером. Новый язык поддерживает многопоточность и синхронизацию. Есть и небольшие недостатки: например, нельзя удалить ошибочно созданный проект. Не удалось установить соединение через прокси-сервер, и чтобы положить программу в общее хранилище пришлось подключаться напрямую. В целом концепция перетаскивания операторов не выглядит очевидно успешным детским решением: буквы Федя на клавиатуре научился набирать года в три, ещё через год научился кликать мышкой, и лишь потом освоил drag & drop. Верится, что небольшие проблемы — это лишь ошибки молодости, и хочется пожелать большому кораблю и большого плавания.


  • Post a new comment

    Error

  • 20 comments

[info]egorick

February 2 2008, 14:18:02 UTC 4 years ago

а сам код скрэтча повергнет разработчика виртуальной машины в лёгкий ужос при виде кода на Squeak :)

[info]maashaa

February 3 2008, 15:49:24 UTC 4 years ago

Ага! Теперь-то понятно, почему у Scratch нет версии под Linux. И они ещё называют своё творение highly portable. Впрочем, что для пользователя недостаток, для Apache — возможность. Что касается ужаса, то после трёх лет копания в одном и том же очень интересно посмотреть что-нибудь новое, и Smalltalk отлично подходит на эту роль.

Anonymous

February 10 2008, 08:45:13 UTC 4 years ago

В плане образовательных фитюлек меня почему-то больше привлекает OLPC :)

[info]egorick

February 10 2008, 08:45:45 UTC 4 years ago

очевидно, это был я :)

[info]shperk

February 24 2008, 03:39:53 UTC 4 years ago

OLPC - лишь инструмент, а что делать-то с ним?
Судя по набору программ разработчики предполагают, что дети десять лет в школе толькол и делают, что чатятся и рисуют.
ИМХО - маловато за 400 баксов...

[info]egorick

February 24 2008, 09:03:02 UTC 4 years ago

OLPC -- это в том числе и открытый инструмент для создания программ. Ideas welcome.

[info]shperk

February 25 2008, 04:19:17 UTC 4 years ago

RКакм образом?
OLPC - ноутбук со своей собственной ОС (насколько я понял из описания).
Что есть какой-нибудь SDK для него? А насколько дружелюбен сам процесс создания программ? Кто их может делать?
Идеи идеями, а создание программ в профессиональной среде должны делать профессионалы.
Впрочем, м.б., есть какой-то общедоступный банк программ для него? Никогда не слышал.

[info]egorick

February 25 2008, 09:59:36 UTC 4 years ago

> OLPC - ноутбук со своей собственной ОС (насколько я понял из описания). Что есть какой-нибудь SDK для него?

OLPC работает под операционной системой Linux, весь софт OLPC опенсорсный, за исключением прошивки для WiFi.

Почти весь софт OLPC вместе с операционной системой и интерфейсом пользователя (без железячных фич) можно запускать под эмулятором QEMU. Работает достаточно шустро:

http://www.youtube.com/watch?v=KC0cw3nCk0Q

> Идеи идеями, а создание программ в профессиональной среде должны делать профессионалы.

в OLPC работают профессионалы, некоторые решения просто вызывают восхищение. Например, возможность засыпания во время работы для экономии энергии. Успевает засыпать на малые промежутки времени даже между нажатиями клавиш, при этом, монитор не гаснет, а продолжает показывать статическую картинку. Насколько я слышал, такой финт не умеет делать больше никто.

> Впрочем, м.б., есть какой-то общедоступный банк программ для него?

всё работающее на Linux без графической оболочки будет работать на OLPC. Однооконные графические приложения тоже работают. В OLPC облегчённый window-manager, он раскрывает каждое окно на весь экран. Из-за этого не может вполне работать Java. Но простые вещи работают.

[info]egorick

February 25 2008, 10:01:03 UTC 4 years ago

P.S. стоимость OLPC для детей -- $200

[info]shperk

February 25 2008, 15:23:26 UTC 4 years ago

При условии, что ты остегнешь еще двести детям Африки...

[info]maashaa

February 25 2008, 15:26:42 UTC 4 years ago

Научатся дети Африки компьютерам, и появится у AMD (OLPC) и Intel (Classmate PC) больше покупателей.

[info]shperk

February 25 2008, 15:28:12 UTC 4 years ago

Да я не против Африки. Но мне бы своих детей сперва выучить.

Anonymous

February 25 2008, 15:35:33 UTC 4 years ago

По поводу своих детей, так к России Classmate PC имеет самое прямое отношение. Не могу найти ссылку на открытый пресс-релиз, который бы отражал, что произойдёт.

[info]shperk

February 25 2008, 16:29:39 UTC 4 years ago

Очень интересно.

[info]scoon_the_crazy

February 2 2008, 16:17:55 UTC 4 years ago

Посмотрел scratch еще раз. Теперь им действительно можно пользоваться. И это -- самое страшное. Поскольку он провоцирует на написание кошмарного кода.

P.S. Интересная логика у разработчиков в плане локализации: сделать хранение языковых файлов в UTF-8 -- и назначить ТАКОЙ шрифт в гуях. Турбонаддув на запорожце.

[info]maashaa

February 3 2008, 15:33:19 UTC 4 years ago

1. Код-то вроде обычный - те же циклы и условные операторы. В каком смысле кошмарный?
2. А шрифт действительно мелковат и плохо читается, тем более на графических элементах.

[info]scoon_the_crazy

February 3 2008, 20:53:39 UTC 4 years ago

Я открыл раздел "Самые любимые проекты" и взял Archknight's Adventure-2 Archmage Returns. Мне стало страшно. Оно нечитаемо и я не вижу, как в рамках языка это улучшить.

Создавать миры на 3-4 взаимодействующих объекта с 2-3 скриптами в десяток команд на кажлый из них -- предел читаемости.

[info]maashaa

February 7 2008, 12:19:09 UTC 4 years ago

Да, согласна

[info]luba_g

February 13 2008, 17:42:28 UTC 4 years ago

Скачала. Выгладит симпатично. Но не увидела возможности вывода в стандартных форматах. Так ли это?
Какие условия для установки в школах? Нужно ли заключать договор с разработчиками?

[info]maashaa

February 20 2008, 13:53:35 UTC 4 years ago

Привет!
Продукт полностью свободный для установки в школах. Одно ограничение: нельзя посмотреть, что же там внутри. А что такое стандартные форматы? Если имеется ввиду текст программ, то все файлы с кодом бинарные, и похоже, что текстовой версии авторы не предполагают. Согласна, это минус.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…